Опубликовано: 31.10.2017 9966
Как научить ребенка читать с помощью игры?
Дети проявляют интерес к чтению в разном возрасте. Есть 2-3 летние малыши, которых невозможно “оторвать” от книги с красивыми иллюстрациями и сказками. Они с большим энтузиазмом пытаются понять, что там написано и научиться читать. Других детей даже в 5-летнем возрасте сложно заставить прочитать хоть пару предложений.
Родителям необходимо узнать, как научить ребенка читать с помощью игры в домашних условиях и с какого возраста можно начинать занятия.
Когда следует начать обучение чтению?
Ребенок должен быть готовым к обучению процессу чтения. Иначе, он не проявит интереса к занятиям – будет капризничать и отвлекаться на другие вещи. В результате, занятия окажутся безуспешными. Если начать обучение раньше времени, малыш начнет воспринимать уроки, как неприятный принудительный процесс. В будущем эта ассоциация может отбить охоту к чтению книг.
Определить готовность ребенка к занятиям можно по таким критериям:
- Уровень развития речи – малыш должен уметь правильно составлять предложения и рассказывать небольшие истории.
- Уровень развития фонематического слуха – ребенок легко различает, где “Дом”, а где “Лом”, “Лук” и “Люк” и не путает звуки.
- Логопедический критерий – желательно, чтобы ребенок умел выговаривать все звуки русского языка. При неправильном произношении звуков “Р”, “Л”,Ш-Ч”, необходимо провести коррекцию у логопеда, чтобы такое произношение не автоматизировалось в процессе чтения.
- Навыки пространственной ориентации – малыш понимает направления: вверх-вниз, лево-право. Так у него получится следовать по тексту.
Как сделать процесс обучения максимально эффективным?
Ребенок быстро научится читать, если обучение в домашних условиях проводить с учетом 7 полезных правил:
- Покажите пример. Детям нравится повторять за взрослыми. Если ребенок будет часто видеть родителей с книгой в руках, то сам заинтересуется процессом чтения.
- Обсуждайте прочитанное. Задавайте логические вопросы и проверяйте, хорошо ли ребенок понял смысл прочитанного.
- Подберите интересную литературу. Дети охотнее читают книги с красивыми иллюстрациями и краткими историями. Отлично подойдет сборник сказок для самых маленьких.
- Следуйте от простого к сложному. Сначала малыш должен научиться читать слова с повторяющимися слогами (ма-ма, дя-дя, па-па), затем – более сложные (мы-шь, ко-т, до-м).
- Обучайте играючи. Попросите ребенка найти буквы в окружающем мире: дома, на улице, в магазине. Дома используйте динамические кубики со слогами – пусть малыш попробует составить элементарные слова.
- Занимайтесь по несколько раз в день. Например – можно учиться чтению, сидя в очереди, в кафетерии или передвигаясь общественным транспортом.
- Закрепляйте знания. Малыш должен пересказать прочитанное в устной форме: прочитать текст еще раз, но быстрее и без ошибок.
Не принуждайте малыша к урокам чтения, если он не проявляет к этому интереса. Подождите, пока он сам захочет узнать, что написано в книгах и как это прочитать.
Обучение с помощью игры
Маленький ученик будет проявлять неподдельный интерес к урокам чтения, если использовать при обучении игровые методики. С их помощью можно узнать, как в играх научить ребенка читать и улучшать литературные навыки из года в год:
Динамические кубики Чаплыгина. Они состоят из 10 блоков со слогами и 10 кубиков с буквами. Слоги и буквы нарисованы на каждой стороне блока и кубика, что позволяет составлять огромное количество слов, словосочетаний и даже целых предложений. Малыш должен прокручивать кубики, составляя новые слова.
Чтение по методике Монтессори. Ребенок сначала рисует буквы и слоги, а потом учится их читать. Рисовать можно на бумаге, песке, цветными мелками на доске. Дети до 5 лет познают мир через тактильные ощущения, поэтому метод Монтессори максимально эффективен при обучении чтению.
Метод Глена Домана, суть которого заключается в чтении и запоминании ребенком целых слов, а не слогов и отдельных букв. При обучении, ребенок играет с карточками со словами и пытается запомнить, что там написано. Метод подходит для детей от 4 лет.
Интерактивные кубики Зайцева. Всего в наборе есть 52 кубика с изображением слогов. Для лучшего запоминания, кубики Зайцева различаются между собой размерами и цветом. К примеру, на больших кубиках нарисованы твердые склады, а на маленьких – мягкие. Играючи с кубиками, малыш не только учится читать, но и развивает мелкую моторику рук.
“Складушки” Вячеслава Воскобовича. Представляют собой 21 карточку с изображениями всех складов русского языка. На каждой карточке есть красочная картинка, по теме которой малыш должен составлять слова и предложения. «Складушки» понравятся детям, которые любят изучать картинки и запоминают новое с помощью визуальных образов.
Игры и простые задания ускорят процесс освоения букв и улучшат навыки чтения:
- Попросите малыша изобразить звуки окружающего мира: как мяукает кот, шуршат осенние листья, едет машинка.
- Напишите слова и пропустите в них несколько букв ( -ыба, -ама, п-па, к-т). Пусть малыш угадает, какие именно буквы пропущены.
- Возьмите несколько кубиков Зайцева и попросите ребенка составить из них максимальное количество слов.
- Покажите картинку леса – пусть малыш расскажет, какие звери там живут и составит на
кубиках Чаплыгина их названия.
При обучении чтению, используйте тактильные, зрительные и слуховые образы. Так малыш будет лучше запоминать буквы и проявит больше интереса к урокам.
Не беспокойтесь, если успехи ребенка оставляют желать лучшего. Дети по-разному осваивают новые знания и навыки: некоторые обучаются чтению за 2-4 месяца, другим – требуется несколько лет. Поэтому, не сравнивайте успехи своего ребенка с его ровесниками – продолжайте домашнее обучение и не торопите события!